По центральным ТВ-каналам транслируют рекламу Амвей, стиль жизни и большие возможности. Корпорация явно достигла в России некоторого успеха и готовится перейти на новый уровень. Это не есть хорошо для нашей страны и сограждан.
Что такое Амвей?
Amway (от American Way of Life — Американский путь/образ жизни) — компания в США (с 2000 входит в корпорацию Alticor) — занимается распространением около 7 тыс. наименований товаров (от мыла до БАДов) через пирамиду сетевого маркетинга. Создана в 1959 в поселке Ада, штат Мичиган, двумя коммивояжерами: Ричем Девосом и Джеем Ван Анделем.
Многие, и не без некоторых на то оснований, называют корпорацию деструктивной сектой и финансовой пирамидой. Судов по этому поводу было множество, но заканчиваются они либо ничем, либо формулировками «урегулировано без судебного разбирательства», «заключено конфиденциальное мировое соглашение». Хотя есть и радостные для здравого смысла исключения.
Юридически дельцы от Амвей чисты как слеза ребёнка, ибо никого не принуждают и свято чтут уголовный кодекс. Доказать что-либо весьма сложно.
В результате компания раскинула сеть на 80 стран и является флагманом и образцом для подражания всех остальных подобных контор.
Секрет успеха Амвей
Прежде всего, правильный подход к людям, отточенный до бритвенной остроты.
Крайне поучительна история Эрика Шайбелера, описанная в автобиографической книге «Торговцы обманом». Он проработал в Системе около 10 лет и кое-что понимает в Бизнесе.
Эрика можно назвать обычным американским парнем, с простой американской мечтой:
Мы хотели свободы от долгов, уютный домик, спокойных соседей, ездить на машинах поновее и побезопаснее, каникул время от времени, возможность помогать родителям и быть вместе.
Однажды к нему пришли добрые и улыбчивые соседи, обеспеченные, успешные, и рассказали, как Мечты достичь:
Мы знаем, что такое сердце Америки. Мы знаем ценность веры, дома и семьи. Правильные цели и честная работа — вот всё, что нужно для жизни.
И работать-то особо не надо. Схема проста — ты работаешь на себя, у тебя свой собственный бизнес. Поэтому на неделе будет шесть суббот и одно воскресенье. Потом… Конечно, сначала нужно упорно пахать. Но каждому американцу с детства известно, что в жизни ничего просто так не даётся, только тяжёлым трудом.
И Эрик начал пахать. Десять лет, семь дней в неделю и двадцать четыре часа в сутки. Не видя ни отпуска, ни семьи, ни имея денег даже на зубные скобы для дочери. По итогам, проехав 191 тыс. миль на подержанном кадиллаке, 180 тыс. миль на семейном грузовичке, Шайбелер заработал 100 тыс. долга и полное разочарование в жизни.
Как такое получилось?
Не буду особо вдаваться, как вроде бы здравомыслящие люди самостоятельно обрекают себя на годы рабства, про то написано много умных книг. Обозначу основные вехи.
- Правильная презентация
Человек видит красивую оболочку. Улыбчивых, добродушных людей, роскошно одетых, на дорогих машинах, живущих в хороших домах. Не важно, что все атрибуты сладкой жизни куплены в долг, в кредит, что кредиторы звонят по десять раз на дню и грозят тюрьмой. Что всех адептов Амвея специально обучают всегда улыбаться и не замечать негатива. Не важно. К миру они повернуты довольно привлекательной витриной.
- Отключение критического мышления
Новым последователям сразу внушается: залог успешности — это повторение за успешными людьми, безусловное к ним доверие. Когда ты лоялен к вышестоящем, ты лоялен к Богу. Вопросов задавать не надо. Ответов ты все равно не поймёшь, ибо нет в тебе настоящей мудрости. А как дорастёшь до определённого уровня… и вопросы не понадобятся.
Другой важный принцип — позитив притягивает позитив. Нельзя мыслить негативно, иначе ничего не получится. Сначала дела могут пойти не особо хорошо, нормально, но падать духом нельзя. Замечай только хорошее, усиленно галлюцинируй, живи не по средствам — оно окупится. Деньги идут к деньгам. Ты уже счастливый владелец собственного бизнеса, остальное — вторично.
Если всё сделать правильно, результат гарантирован. А вот отступники обречены. Успех внутри Системы — 100%, вне — 0%.
- Отключение связей с внешним миром
Негатив запрещён, поэтому смотреть ТВ нельзя, читать СМИ тоже. Можно слушать, смотреть и читать только специальные обучающие материалы . Общаться только с правильными людьми. Социальные контакты с «чужими» не запрещены, но они постепенно отпадают сами собой.
У человека появляется новая семья — это непрестанно подчёркивается: мы любим друг друга, мы все одна большая семья.
Меняется язык. В повседневной жизни используется новояз, старые слова приобретают новое значение. Например, job (работа) — означает Just Over Broke (пока не сломаешься), Jerk On Board (идиот на борту), Jackass Of the Boss (осёл босса).
Спустя весьма короткое время люди из большого мира перестают тебя понимать, а ты перестаешь понимать большой мир.
Пространство сокращается до размеров узкого коридора, но этого не замечаешь. Потому что есть цель. Нет — Цель.
- Великая цель и иллюзия развития
Не верьте тем, кто скажет, что Амвей — бизнес. Это Бизнес (писать и говорить с большой буквы) и Брайан Трейси пророк его.
Вы не только зарабатываете, вы делаете жизнь лучше — свою жизнь, своей семьи, делаете мир лучше.
Это великий Путь. И на выбранном Пути предлагается просто потрясающий карьерный рост: сначала ты Владелец собственного успешного бизнеса, потом Серебряный директ, потом Сапфировый, потом Директ в доле, потом Рубиновый, Жемчужный, Изумрудный, потом Алмаз, Двойной Алмаз, Тройной Алмаз, Корона и Посланник Короны.
Кстати, Эрик Шайбелер дослужился до Изумруда. На каждой ступени обещали золотые горы, и чем дальше, тем больше. Надо лишь искать новых адептов, слушать лекции и посещать собрания. Чета Шайбелеров искала, слушала и посещала, обещанный карьерный рост не минул. Каждый раз радость преодоления очередной ступени была безмерна:
Это было великое события! Казалось, овации и крики никогда не кончатся. Торжественная музыка оглушала, вспышки фотоаппаратов ослепляли. Мужчины крепко обнимали своих жен, шептали обещания. На всех лицах было волнение, вера и надежда. Некоторые женщины плакали. Каждый человек в зале хотел, чтобы и его жена стала королевой на один день. Кэти была моей королевой, и я был так горд за всё, что она сделала, чтобы помочь нам добиться такого успеха.
Успех потрясающий, но с деньгами становилось всё хуже и хуже. С психическим и физическим здоровьем, кстати, тоже.
О доходности чудесного Бизнеса
Эрик на пике карьеры при обороте 70 тыс. в месяц зарабатывал 2 тыс. без учёта расходов. Другой дистрибьютор Рут Картер пишет: при обороте $2923000 в год доход составил $130 тыс. (около 11 тыс. в месяц). Заработок — 3-4% от оборота. Не густо. А ведь это топы, их уровня не так-то просто достичь.
В 2006 году доход среднестатистического дистрибьютора в США и Канаде составил $115 в месяц (до уплаты налогов и без учёта расходов).
В других странах все гораздо печальнее.
В течение 2005-2006 гг в Великобритании и Ирландии только 19,21% амвейцев имели стабильный заработок — 13,53 фунта в год. Остальные получили те или иные убытки. Конечно, есть исключения, например Тревор Лове заработал 116 тыс. фунтов. После 26 лет ежедневного и еженощного труда. И таких как Тревор 0,25%, именно им достались 75% всех бонусов.
На 2007 год в России средний доход на человека составил 50-150 рублей в месяц.
При этом годовой оборот российского ООО «Амвей» за 2009 — 604 млн. долларов (по заявлению самой компании). Для сравнения товарооборот Amway в США — 8,4 млрд.
Большие деньги. Но в чей карман они в итоге опускаются?
Есть такой документ — «Отчёт Блэйка». Написан Робертом Блэйком, профессором права юридического факультета университета Нотр-Дам. Использован в деле Amway против Procter & Gamble.
Документ не особо информативен. Половина посвящена описанию структуры итальянской мафии, одна четвертая описывает регалии и профессиональные достижения автора, одна четвертая содержит сравнение мафии и Амвей. Находится много общего. Но под схему отлично подпадает любая успешная компания.
Интересно другое. Блэйк исследует структуру корпорации и выясняет, что во главе стоят 14 семей, которые передают власть по наследству и в высший круг допускают только по праву крови. Логично предположить, что именно верхушка пирамиды и получает основной доход. То есть Амвей действительно семейный бизнес, без обмана.
Солдаты Христа на марше
Но не только благодаря правильной работе с населением и хорошей корпоративной культуре компания «Амвей» стала тем, чем стала.
Особое внимание корпорация уделяет взаимодействию с властными, общественными и крупными бизнес-структурами.
Открыто поддерживали и поддерживают интересы Амвей бывшие президенты Рональд Рейган, Джордж Буш, Геральд Форд, сенаторы, агенты ФБР, известные общественные деятели.
Такой лояльности власть предержащих способствуют не только регулярные лоббистские взносы в Сенат (с 1994 по 1996 Республиканцы официально получили $366 тыс.), но и риторика активистов Амвей, на удивление напоминающая генеральную линию Республиканской партии.
Публично заявляется, что Амвей есть оружие идеологической экспансии, по средством которого Америка навязывает остальному миру свой образ жизни и цели.
Звучит довольно воинственно:
Мы приняли Христа, и мы несем знамя Амвей, и мы идем с ним, мы христианские солдаты на марше. Мы помазанники Божьи.
Мы заинтересованы в распространении демократии и свободы предпринимательского капитализма по всему миру. Если мы хотим дотянуться до звёзд и порушить Коммунизм на Кубе, отправьте туда дистрибьюторов Amway — они это сделают!
Лучшее, что мы можем сделать для людей, которые жили в Советской империи, чтобы помочь им достичь процветания и свободы, — послать туда шестьдесят или семьдесят тысяч дистрибьюторов Amway.
Не удивительно, что подобные программные заявления нравятся далеко не всем.
В 80-е и 90-е гг. во Франции велась активная правительственная кампания против Амвей. В 1983 Правительство Канады обвинило Amway Corporation в уклонении от уплаты пошлин и налогов с использованием фальшивых счетов-фактур. Попытки судебного преследования предпринимались со стороны государственного регулирующего органа BERR в Великобритании и Ирландии с 2007 по 2009. Законодательно ограничена деятельность в Южной Корее и Китае. Запрещена в Индии.
Бороться с Амвей не так-то просто. Компания использует стратегию партизанской войны. Адепты рассеяны по всему миру, часто нигде не зарегистрированы — отследить, проконтролировать или как-то воздействовать сторонними силами проблематично. В случае необходимости они легко собираются, объединяются для решения задач, поставленных руководством. А задачи могут быть разными.
Единственное чего боятся такие схемы — информационной профилактики среди населения. Во время информационной войны во Франции количество «владельцев собственного бизнеса» снизилось с 140 тыс. человек в августе 1988 до 25 тыс. к концу 1988 года. В Великобритании после начала расследования число дистрибьюторов к декабрю 2007 сократилось с 39 тыс. до 12 тыс.
Без притока свежей крови пирамида начинает разрушаться. Кроме того, срок годности уже привлеченных адептов ограничен. 10-15 лет — предел, после которого человек окончательно истощён и финансово, и психически, и морально, и физически. В погоне за миражами люди быстро изнашиваются.
А что же в России?
А в России число дистрибьюторов достигло 1 млн., под видом благотворительных акций Амвей налаживает связи с региональными администрациями, а рекламу компании крутят по центральным каналам. С чем вас и поздравляю.